Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

анджапаридзе вера ивлиановна

Энциклопедический словарь

АНДЖАПАРИДЗЕ Вера Ивлиановна - АНДЖАПАРИ́ДЗЕ Вера (Верико) Ивлиановна [23 сентября (6 октября) 1900, Кутаиси - 30 января 1987, Тбилиси], грузинская актриса, народная артистка СССР (1950), Герой Социалистического Труда (1979), лауреат Сталинских премий (1943, 1946), Государственной премии Грузии (1975, 1979), выдающаяся представительница национальной актерской школы.

Дочь нотариуса, Верико училась в Московской драматической студии С. В. Айдарова (1916-1917), в студии Г. Джабадари в Тифлисе (1918-1920). В 1920-26 - актриса Театра им. Руставели, в 1926-28 играла в Батумском театре и Рабочем театре Тбилиси. С 1928 - актриса театра в Кутаиси, которым руководил К. А. Марджанишвили (см. МАРДЖАНИШВИЛИ Константин Александрович), с 1930 - в Тбилиси. В 1932-33 - в Реалистическом театре Н. П. Охлопкова (см. ОХЛОПКОВ Николай Павлович) в Москве. С 1933 - в театре им. Марджанишвили.

Способность полностью раствориться в создаваемом образе, глубокое проникновение в психологию своих героинь сочетались в игре актрисы с поисками яркой театральности, заостренного внешнего рисунка, утонченной пластики движений, изысканной модуляции голоса. В созданных ею образах сливались страстность и целомудрие, сила, трогательная незащищенность, патетика и искренность. Такими были ее Юдифь («Уриэль Акоста» К. Гуцкова (см. ГУЦКОВ Карл), 1929), Джавара («Изгнанник» Важа Пшавела (см. ВАЖА ПШАВЕЛА), 1945), Клеопатра («Антоний и Клеопатра» У. Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям), 1951), Мехмене Бану («Легенда о любви» Н. Хикмета, 1954), Мария Стюарт («Мария Стюарт» Ф. Шиллера (см. ШИЛЛЕР Фридрих), 1955), Медея («Медея» Еврипида (см. ЕВРИПИД), 1962). Среди других значительных работ: Офелия («Гамлет», 1925) и Дездемона («Отелло», 1932) Шекспира, Гинатре («Гурия Ниношвили» по Э. Ниношвили (см. НИНОШВИЛИ Эгнате Фомич), 1934), Луиза («Коварство и любовь» Шиллера, 1935), Маргарита Готье («Дама с камелиями» А. Дюма-сына (см. ДЮМА Александр (сын)), 1940), Ано («Царь Ираклий» Готуа, 1942), Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич), 1944), Маквала («Пастырь» по А. Казбеги (см. КАЗБЕГИ Александр), 1948), Бабушка («Деревья умирают стоя» А. Касона (см. КАСОНА Алехандро), 1957). Многогранность актерского дарования Анджапаридзе проявилась в ролях комедийных и сатирических. Среди них - Графиня («Женитьба Фигаро» П. Бомарше (см. БОМАРШЕ Пьер Огюстен), 1937), Дареджан («Его звезда» И. Мосашвили (см. МОСАШВИЛИ Ило Онисимович), Сталинская премия, 1952), Мирандолина («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони (см. ГОЛЬДОНИ Карло), 1952), Ненни («Ромашка» П. Зиндела, 1983). С 1923 снималась в кино. В ленте Т. Абуладзе (см. АБУЛАДЗЕ Тенгиз Евгеньевич) «Покаяние» (1986) сыграла важный для понимания всего фильма финальный эпизод.

Полезные сервисы